Психолого-педагогические технологии работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.
Взросление — весьма сложный, многоэтапный процесс. Взросление включает в себя много различных сторон.
Существенным
механизмом взросления является присвоение подростками ценностей, образцов поведения. В этот период не
только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают
новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в становлении нравственных
представлений и социальных установок.
Подростковый возраст является трудным
этапом развития личности. Во-первых,
здесь сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и заканчивая изменением я-концепции. На основе представлений о самом себе он
строит свое взаимодействие с другими
людьми и относится к себе. Это целостный
образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
Во-вторых, существенное
влияние оказывает неопределенность социального положения подростков.
В-третьих, возникают
многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля:
детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже
не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не
сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».
Отклоняющееся (девиантное)
поведение - система поступков или
отдельные
поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным
нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального
развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.
В соответствии с концепцией адаптивного поведения
любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической,
социально-психологической, средовой).
Девиантное
поведение подразделяется на две большие категории.
Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм
психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии
(патологическое).
Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее
какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Когда такие поступки незначительны, их называют
правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке —
преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном
(противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Классифицируются социальные
отклонения в девиантном поведении следующим образом:
- корыстной ориентации: правонарушения,
проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную,
имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция, мошенничество и др.);
- агрессивной ориентации:
действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои,
убийство, изнасилование);
социально-пассивного типа: стремление уйти от
активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание
решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы,
бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Таким
образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой
направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от
нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Асоциальные проявления
выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации
внутренней регуляции поведения: социальных, нравственных ориентации и
представлений.
Рассматривая поведение
как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее
развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности
поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике
индивида.
Поэтому, квалифицируя ту
или иную особенность поведения ученика как отклонение, психолог должен учитывать
условия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, характер,
возраст ученика и многое другое. И только после этого можно выносить то или
иное суждение или тем более определять меру воздействия.
Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными
обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или
систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или
иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому
срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм
проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на
ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но если
ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают
устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того
или иного типа поведения.
Можно выделить различные
виды девиантного поведения, формой выражения которых являются различные
варианты социальной дезадаптации.
Девиантное поведение
Дезадаптивное поведение:
аффективное,
депривированное,
аутичное,
суицидальное,
аддиктивное.
В основе:
- нарушения психического и личностного развития,
- психическая депривация,
- психологический дискомфорт.
|
Асоциальное поведение:
агрессивное,
делинквентное (противоправное),
криминогенное (преступное).
В
основе:
- нарушения социализации,
- социально-педагогическая
запущенность,
- деформации регуляции поведения,
- социальная дезадаптация,
- десоциализация.
|
Причины и факторы
девиантного поведения
Отклонения в поведении
детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
а)
социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно
в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний,
умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием,
сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
б) глубоким психическим
дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным
психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами,
несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса,
неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны
родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;
в) отклонениями в
состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами,
акцентуациями характера и другими причинами физиологического и
психоневрологического свойства;
г) отсутствием условий
для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;
незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых
социальных и личных жизненных целей и планов;
д) безнадзорностью,
отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе
социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных
ценностей на негативные.
Факторы, порождающие
различные формы отклонений, негативно влияющие на развитие и поведение детей
и подростков, являются:
I. Процессы,
происходящие в обществе: отсутствие ясной позитивной государственной
идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
несовершенство законов и
работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
безработица (явная и скрытая);
отсутствие социальных
гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с
детьми;
разрушение и кризис
традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и
юношеских организаций, семьи и школы);
пропаганда насилия и
жестокости через средства массовой информации;
отсутствие своевременной
и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и
психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им соответствующую
помощь;
недоступность для детей
бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
доступность табака,
алкоголя, наркотиков.
II. Состояние
семьи, ее атмосфера: неполная семья;
материальное положение
семьи (как бедность, так и богатство);
низкий социально-культурный
уровень родителей;
стиль воспитания в семье
(отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их
безнаказанность и бесправие ребенка);
отрицание самоценности
ребенка;
недостаток или избыток
удовлетворения потребностей детей;
злоупотребление
родителями алкоголя, наркотиков и др.;
попустительское отношение
родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
III. Несовершенная
организация внутришкольной жизни:
несовершенство
организации управления процессами обучения и воспитания;
плохая материальная
обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с
семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием
ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена
уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских
организаций в школе;
профессиональная
несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной
психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе
«ученик–учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание
ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.);
внедрение новых
несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как
следствие, непонимание «чему и как учить?»;
низкий уровень развития и
учебной мотивации детей, поступающих в школу.
Перечисленные факторы
риска носят внешний, объективный характер.
Однако, помимо этого, на
ребенка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые
педагоги должны различать. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и
ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль
и самодисциплина, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в
различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и
других людей.
Для решения этих задач
необходима выработка политики образовательного учреждения, направленной на
создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих
негативные воздействия общественного кризиса.
Она может включать
следующие направления:
1) выявление
распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и
подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и
их родителей в образовании и воспитании;
2) анализ результатов
изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по
профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с
учетом выявленной специфики;
3) подготовка
педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений
в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами,
направленными на формирование у детей способности эффективно общаться,
принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и
развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;
4) создание в учреждении психолого-педагогических
условий, свободных от внешних факторов риска, что отчасти может решаться посредством
ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия
с семьей ученика, организации дополнительного образования и др.
Итак, девиантное поведение детей и
подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и
внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими
особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную
основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических,
экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних
(ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов.
Возникая на уровне ситуативных
поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное
поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении.
При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое
осложняет их социализацию в обществе в целом.
Работа психолога с девиантными детьми и
подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с
конкретными симптомами отклонений), так и профилактическом подходе (снятие
причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу
возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений
в поведении детей и подростков.
Осуществление профилактики отклоняющегося
поведения
Работа по профилактике
отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в
том случае, если осуществляется на основе:
1) успешности учебной
деятельности (учения);
2) эмоционально
положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со
сверстниками, учителями, родителями);
3) психологической
защищенности.
Последнее обстоятельство
самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной
защищенностью, включающей в себя:
1) знание учащимися своих
прав и обязанностей;
2) их неукоснительное
соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
3) психологическое и
социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по
любому признаку;
4) соблюдение прав
учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Профилактика
отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий
на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом,
общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом,
социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают
её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью,
например с подростками.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. В её основе лежат представления
о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение
личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через
создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся
поведению.
Объектом работы может
быть семья, социальная группа или конкретная личность.
В рамках данной
модели особое значение имеет политика
средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодёжных
кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно
иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное
для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед,
распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода
заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью
повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Метод увеличивает знания,
но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает
уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с
девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Беседы целесообразно направлять
на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него,
на выработку активной личностной позиции.
Третья форма психопрофилактической работы - активное
социально - психологическое обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется
в форме групповых тренингов. Формы тренингов:
1. Тренинг резистентности
(устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга
изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания
рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления
сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и
других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности
или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное
поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для
предупреждения данной проблемы подростков обучают распознать эмоции, выражать
их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой
психологической работы формируются навыки принятия решения, повышается
самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных
ценностей.
3. Тренинг формирования
жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные
умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские
связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это
способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою
позицию и интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения,
изменения себя и окружающей ситуации.
Основные задачи в работе
с подростками таковы:
• побуждение подростков к
проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к их
обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;
• создание в группе
условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере
взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;
• разработка и
поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе
директивных или недирективных техник влияния на личность подростка.
Результативность
социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе
общепринятых принципов:
1) диалогизация при
взаимодействии, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное
на доверии и взаимоуважении участников;
2) постоянная обратная
связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов
группы, анализирующих результаты его действий;
3) самодиагностика,
способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими
собственных личностно значимых проблем;
4) оптимизация развития -
констатация определённого психологического состояния отдельных участников и
группы в целом и их развития;
5) гармонизация
интеллектуальной и эмоциональной сфер - сочетание эмоционального накала и
постоянной рефлексии переживаний;
6) добровольное участие в
тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную
заинтересованность подростка;
7) постоянный состав
группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков.
Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном
эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны:
познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском),
значимое общение, любовь, творчество, деятельность (профессиональная, религиозно-духовная,
благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах
оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из
представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим ми |